
Правительство России до сих пор не определилось с понятием и критериями бедности, которую к 2030 году согласно текущим национальным целям планируется сократить вдвое. Такой вывод сделала Счетная Палата РФ в результате совместного с экспертами Центра перспективных управленческих решений анализа того, как правительство реализует национальный проект по снижению бедности в стране.
По данным Росстата, в последние три года за чертой бедности (имеющие доходы ниже прожиточного минимума) находится порядка 13% россиян — около 20 млн человек. Прожиточный минимум во втором квартале этого года составляет 11468 рублей на душу населения.
Без понятия
Власти до сих пор даже не смогли сформулировать базовые понятия, относящиеся к проблеме бедности. «Понятие «адресность социальной поддержки» не имеет четкого определения, в связи с чем возможны его различные трактовки», — отмечает СП.
Ни в национальном плане, ни в одной из многочисленных федеральных программ аудиторы не нашли четкого определения уровня бедности или просто бедности.
«Министерство труда и социальной защиты РФ трактует понятие уровня бедности в контексте текущей социально-экономической политики правительства как уровень абсолютной монетарной бедности», — говорится в докладе СП.
Минтруд облегчает себе задачу, измеряя бедность только деньгами, хотя это явно недостаточный показатель, считают эксперты. «Для того, чтобы человек считал себя небедным и чувствовал поддержку государства, он должен иметь и денег достаточно для достойной жизни, и доступ к качественным продуктам питания, к эффективному медицинскому обслуживанию, образованию и, главное, должен иметь позитивную картину настоящего и будущего», — говорит ведущий эксперт Института социальной политики НИУ ВШЭ Андрей Столяров.
Счетная Палата отмечает также, что не все инициативы властей, направленные на снижение бедности обеспечены финансированием на 2019-2024 годы. На это выделено 17,2 трлн рублей, что составляет менее трети необходимого объема.
«Существующая система социальной защиты в Российской Федерации фактически не предполагает приоритетной нацеленности на категорию малоимущих», — заключают аудиторы.
Кому на Руси жить не хорошо
Счетная Палата уточняет, что среди малоимущих россиян основную долю составляют семьи с детьми. В документе на 62 страницах (есть в распоряжении «Газеты.Ru») положительно оцениваются только усилия, направленные на борьбу с бедностью в семьях — но только с малолетними детьми.
«Пособия на детей до 3 лет и от 3 до 7 лет снижают уровень бедности приблизительно на 2 процентных пункта, что является существенным вкладом в снижение бедности», — считают аудиторы СП.
Влияние этих пособий на материальное состояние семей будет еще выше в 2021 году, поскольку выплаты на детей от 3 до 7 лет «будут увеличены до одного прожиточного минимума на каждого ребенка семьям, которые остаются за чертой бедности».
Семьи с детьми, конечно, не единственная категория населения, которая остро нуждается в социальной поддержке правительства. Немало семей, в которых все совершеннолетние и имеют работу, но живут в нищете.
Еще в 2017 году занимавшая тогда должность вице-премьера правительства и куратора социального блока Ольга Голодец признала наличие в России явления, которого нет в большинстве стран. «Та бедность, которая в стране есть и фиксируется, — это бедность работающего населения. Это уникальное явление в социальной сфере — работающие бедные», — говорила Голодец.
За три года ситуация не изменилась к лучшему. Это следует из доклада СП, поскольку отчетный период был взят как раз за 2018, 2019 и десять месяцев текущего года. При необходимости аудиторы анализировали проблему в расширенном временном диапазоне.
«С 2014 года по 2018 год около 20% малоимущих домохозяйств находились за пределами государственной соцполитики, не получая никаких социальных выплат», — обнаружили они.
Третья многочисленная категория россиян, финансовое благополучие которой никак не поддается улучшению — это пенсионеры. Власти ежегодно увеличивают страховые пенсии (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). Такие пенсии индексируются «темпами, превышающими инфляцию предшествующего года», напоминают в СП.
Под действие этого вида пенсий попадают большинство категорий нуждающихся в ней россиян, но не все — 91% из 44-миллионной армии пенсионеров.
При этом 3,7 млн состоящих на учете в системе ПФР пенсионеров получают нестраховые пенсии (например, социальные). Еще порядка 3 млн пенсионеров (силовых ведомств) вообще находятся вне учета Пенсионного фонда. То есть, эти категории россиян можно как бы не учитывать при постановке национальных целей и, соответственно, не тратить на них средства.
Итоги проверки обсуждались с членами правительства, было рекомендовано повысить эффективность работы с малоимущими и систематизировать адресность соцпомощи, уточнили в Счетной палате. Но главное не забывать о ключевом решении проблемы бедности — росте ВВП.
«Безусловно, роль экономического роста тоже никто не отменял», — отметил глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
Национальные цели развития страны, одна из которых заключалась в снижении бедности с 13,2% до 6,6% к 2024 году, были сформулированы в 2018 году президентом Владимиром Путиным. В 2020 году они были уточнены, и срок достижения цели по снижению бедности был перенесен на 2030 год.
Перенос запланированных сроков по снижению количества бедных, конечно, обусловлен общей экономической ситуацией, плюс на нем сказалась пандемия. Но совсем непростительно, что правительство до сих пор не определилось даже с терминологией, с понятием бедности, считает член экспертного совета по эффективности управления при комитете Госдумы по экономической политике Николай Калмыков.
«Критерии оценок бедности, учет официальных и неофициальных доходов, их соотношение с реальными потребностями граждан — все это до сих пор вызывает вопросы. А когда критерии нечеткие, то и сфокусироваться на достижении целей не возможно», — говорит Калмыков.
Снижения уровня бедности в два раза, скорее всего, не будет и к 2030 году, полагают эксперты. Это недостижимо даже в таком скромном варианте, который сейчас поставлен в качестве национальной цели.
«К тому же цель ставят политики, но исполнители не в состоянии эту цель реализовать. Тем более, если и денег выделено недостаточно. Вот чиновники и имитируют исполнение наццелей. Как в анекдоте: давайте трясти вагон – пусть думают, что мы едем», — заключает Андрей Столяров из ВШЭ.
Комментарии
Счетная палата РФ в главе с Алексеем Кудриным в финале и без того нелегкого для россиян года решила подбросить еще перчинки для остроты ощущений.
Как сообщает «Царьград» (https://tsargrad.tv/news/kudrin-poshjol-v-ataku-na-mishustina-schjotnaja-palata-raskryla-v-cifrah-proval-s-podderzhkoj-bednyh_309597?utm_source=smi2), весьма неутешительные выводы для российских властей сделали аналитики, изучив цифры по достижению национальной цели «Снижение в два раза уровня бедности в РФ».
«Как выяснилось, за четыре года (с 2014 по 2018 г.) каждая пятая бедная семья (19-20% от общего числа) в нашей стране ни разу не получила ни одной социальной выплаты. Да и в целом, даже без учёта неутешительных экономических последствий пандемии коронавируса, поставленная главой государства задача по снижению уровня бедности не была обеспечена. Аналитики приходят к выводу о том, что существующая система господдержки малоимущих в нашей стране должна меняться», – пишет издание, изучившее документы Счетной палаты.
Также экспертами отмечается, что подготовленная ведомством, которое возглавляет Алексей Кудрин, аналитика и рекомендация в адрес правительства, наталкивают на мысль, что «глава Счётной палаты ринулся в атаку на премьера Михаила Мишустина».
«Наш анализ и предложения призваны дать более комплексную картину и в конечном счёте помочь правительству более системно посмотреть на действующие механизмы достижения наццелей и повысить их эффективность», – заметил глава Счётной палаты Алексей Кудрин.
Будет ли правительство Мишустина беспрекословно выполнять рекомендации Счётной палаты и его главы, пока неизвестно. Однако, как передает «Москва 24» (https://www.m24.ru/news/vlast/25122020/147148?from=smi2agg?utm_source=CopyBuf), уже появилась информация о том, что Правительство потратит свыше 15 триллионов рублей на снижение уровня бедности в России.
Впрочем, эксперты полагают, что полтора десятка триллионов рублей не решат всех проблем, а истинное положение большинства россиян гораздо критичнее даже тех данных, которые указаны в отчете палаты Кудрина.
«15 триллионов не помогут победить в стране бедность. Разрыв между бедными и богатыми подкидыванием бюджетных денег, увы, не сократить», – уверены эксперты.
Напомним, ранее в России предложили ввести продуктовые карточки для малоимущих. На днях глава комиссии Общественной палаты РФ по развитию агропромышленно го комплекса Юлия Оглоблина обратилась в кабмин с инициативой вернуться к продуктовым карточкам и социальному питанию для малоимущих, как это было в самые непростые для страны времена.
На самом деле победить бедность в стране можно только в том случае, если государство будет давать людям «удочку», а не саму «рыбу». Это означает совершенно другие подходы. Необходимо разумное сочетание двух регулирующих функций государства: с одной стороны, исходя из главного принципа госуправления, принципа «саморазвития нации (https://t.me/RossiyaNeEvropa/1262)» – «не мешать» гражданам самим себя обеспечивать, создавая необходимые для этого условия (Программы «Одноэтажная Россия (https://t.me/RossiyaNeEvropa/565)», «Производственн ая, сбытовая и потребительская кооперации (https://t.me/RossiyaNeEvropa/4512)», «Предприятия малых форм»...); а с другой стороны – непосредственна я проектная роль государства в виде Программ «Новая индустриализаци я (https://t.me/RossiyaNeEvropa/976)», «Русский миллиард»...
Но даже исходя из текущих реалий, нужно прекратить раздачу денег всем – и тем, кто нуждается и тем, кто не нуждается.
Выделяя триллионы на поддержку бедных семей или семей с детьми до 7 лет, стоит объявить сумму обществу, собрать её в одном фонде и хотя бы попросить граждан, кому эти деньги не нужны, не брать их. Оставшиеся деньги вторично раздать всем нуждающимся, кто обращался.
Мы уверены, что ненуждающиеся граждане не придут за этими деньгами, но надо обеспечить отчёт и полный открытый доступ к информации по всем, кто обращался за помощью.
Ну и конечно надо вводить прогрессивный подоходный налог, наличие которого оправдает в глазах бедных сам факт наличия богатых, и делать ряд других неотложных мер
RSS лента комментариев этой записи