Среда, 31 октября 2018 20:48

Лапотник Андюков в телевизор попал

 

- Василий Иванович, с чего началось ваше столь редкое в наше время увлечение?

- Так получилось, что в нашем ДК освободились три комнаты. В них я решил сделать музей, который сейчас стал частью Вольского туристического маршрута. Здесь у нас чувашское подворье, изба, краеведение и военная тема. И, конечно же, лапти, которые я сделал сам. Когда ушел на пенсию, понял, что бездействие – это не для меня. Не привык я без дела сидеть. И тут вспомнил, как отец делал лапти. Сам он – инвалид первой группы, почетный гражданин города Георгиевска Ставропольского края. Он у меня десантником был, так что сдаваться не привык. Стал он лапти делать, а я лыко ему готовил. В общем, начал вспоминать. В первый раз не получилось, но постепенно стало выходить все лучше и лучше.

- Вы прямо нарасхват, свободного времени у вас, я смотрю, практически не бывает!

- Да как наше управление культуры узнало, чем я занимаюсь, стали приглашать на фестивали, где я не только выставки делаю, а еще и мастер-классы провожу. В 2014 году послали на первый Всероссийский фестиваль декоративно-прикладных искусств в Сочи. Тогда в Олимпийской деревне собрались представители 89 регионов со всей России. От Саратова вместе со мной были четыре человека. Желающих на мои мастер-классы хоть отбавляй. Тогда меня министр культуры РФ Владимир Мединский дипломом наградил. В 2016 году мой давнишний друг, вице-президент Чувашского национального конгресса Валерий Клементьев пригласил меня съездить в Крым с известными чувашскими артистами. Там я тоже учил всех желающих лапти плести. Было очень волнительно, когда именно наше подворье признали лучшим. Вообще нас везде хорошо принимают. У меня есть фото, на котором мэр Якутска жмет мне руку.

- Я знаю, что недавно вы были на Байкале?

- Да. Там на берегу озера проводили праздник чувашской культуры, как раз в том месте, где Ангара вытекает. Ехали мы туда на автобусе очень долго. По пути останавливались в разных городах, наши артисты выступали. Очень здорово нас принимали. Теперь вот у нас в музее есть вода из Байкала.

- Лапти – это ведь часть нашей истории.

- Конечно! Ломоносов из Архангельска в Москву в лаптях пришел, Толстой в них в Ясной поляне ходил, Петр Первый любил прогуляться. На мастер-классах и у нас в музее я рассказываю историю лаптей, люблю связанные с ними частушки, поговорки, пословицы. После войны русские в деревнях говорили: «Сосед, куда лапотишь-то?», то есть, куда идешь? В 20-х годах одна верующая Серафима из нашего села решила пойти помолиться в Киев. Она износила 14 пар лаптей и все-таки дошла. Еще в голодные годы, молодой мужчина взял сани и в лаптях пошел 600 километров до Чувашии и там купил мешок муки, чтобы дети с голоду не умерли и вернулся обратно. Износил шесть пар лаптей. И люди смотрят и слушают с интересом.

Посетители берут лапти в избу. Есть такое поверье, что когда все уснут, домовой их надевает и охраняет сон. В Вольске один спортсмен рукопашного боя вышел на арену в лаптях. Ну это чисто чтобы публику повеселить.

Для меня колодка, кочедык и лапти чуть ли не родными стали. Вот, сколько я ни ездил, нигде не видел, чтобы лапти именно делали. Да, выставлять выставляют, но уже старые. Мне так и говорят, что у нас в области я один такой остался мастер. Есть еще люди в Пензенской, Ульяновской областях и даже у нас, но им всем уже годков порядочно. Некоторые уже и лыко держать не могут. А вообще могу сказать, что лапти лечить могут. Многие, у кого больные ноги, их специально заказывают. Говорят, легче становится.

- Дядя Вася, поделитесь секретом, сложно делать лапти?

- Они бывают порядка 150 разновидностей. Я умею плести мордовские и русские, чувашские. Вторые плетутся с носка, а русские и чувашские с пятки. На большие уходит часа 2,5-3. Лыко только час размягчаешь. Их на выездах, конечно, не делаю, не успеваю. В основном, я показываю, как плести маленькие лапоточки. Вот, были у меня на мастер-классе три девочки лет по 13, сделали по паре маленьких лаптей. Радости не было предела.

- Люди наверняка забрасывают вас вопросами?

- Фотографироваться со мной любят! Я же в костюме народном, в лаптях. А вообще, конечно, спрашивают. Интересуются, как долго в лаптях у нас ходили. Ну, вот могу сказать, что у меня в Саратове одноклассники живут с 1965 года. Так они рассказывают, что еще тогда из Мордовии и Чувашии приезжали крестьяне продавать картошку по Волге в лаптях. В нашей деревне я помню, в 1961 году, когда в космос полетели, пастухи на покос надевали лапти.

- За лыком сами ходите?

- Конечно! Подготовка лыка – это самое сложное. В лес надо идти в конце мая, весь июнь до цветения липы. И берешь лыко, чтобы высотой не меньше 180 сантиметров было. Его даже рукой можно снять, как рубашку. Потом заворачиваешь в рулон и сушишь. Зимой кладешь в воду, оно часа 3-4 часа полежит, размягчаешь его и режешь на ленты. Потом отделяешь черную кору от внутренней, вот внутренняя и есть лыко. Оно очень крепкое, даже сильный человек порвать не сможет. Как кожа. Но как высохнет, становится ломким. Лапти они же практически невесомые. Вы даже не почувствуете, есть у вас что-то на ногах или нет. И их минус – они недолговечные. Во время сенокоса, к примеру, пара носилась 4-5 дней. Я вот свои, пока по выставкам ездил, уже практически протер. Сел, новые сделал. Зимой служили дольше, потому что, в основном, мужики в это время больше на печи лежали.

- Когда плетешь лапти, успокаиваешься?

- Честное слово, когда плетешь, то никого не слышишь. Задумаешься, успокаиваешься, не сравнить с любым успокоительным. Это очень благоприятное занятие. Я вот когда с Байкала приехал, сказал, что не буду ничего делать. Но сейчас сижу вот, плету сантиметровые лапти. А то скоро в Хвалынск на мероприятие ехать, а у меня и нет ничего, все разобрали. И так это захватывает, что даже кушать забываешь. Как говорят: «Лапти плесть – раз в сутки есть». И даже огород и личные дела на потом оставляешь.

- Домашние вас поддерживают?

- Да, вся родня поддерживает. Я им тоже делаю всем лапти и лапоточки.

- Вам надо сохранять свое ремесло, есть желающие учиться?

- Желающих учиться делать лапти очень много, но далеко не у всех это получается. Многие начинают и бросают. Канительное это дело. А мне уже не 17 лет, и я хочу, чтобы научились делать так, как я. Есть у нас один мужчина, он может и лыко снять, и подготовить его, но вот сами лапти не получаются. А вот женщина одна, повар из детского садика Нина Ивановна, так у нее получается, сразу схватила. Маленькие сама сплела, но еще не так красиво, как я. Девочка 12-летняя Аня делает. Несколько лаптей родным подарила. Но они лыко не могут заготавливать. А я хочу, чтобы они все делали как я, с закрытыми глазами.

- Дядя Вася, вы - Заслуженный деятель чувашской этнокультуры. А почему не России?

- Я 40 лет отработал директором нашего Дворца культуры. У меня переходящее Красное знамя три раза было, как у лучшего в области ДК. Несколько раз я становился лучшим культработником. Мне уже сказали собирать документы на Заслуженного деятеля культуры России, но началась перестройка, власть сменилась. Так и не дали. А вообще, у нас сильная организация. К нам на практику в клуб постоянно присылали студенток. Так они по итогам практики всегда только первые места брали. У нас музей какой! Его многим кому в пример ставят. Тут у нас место уникальное, находок много, да и занимаемся мы всем этим, конечно.

- Будете расширять свой ассортимент или остановитесь на лаптях?

- Вот как раз сейчас хочу научиться делать еще и сумки. Мне кажется, женщины это должны оценить!

Ольга ЛЕТУВЕТ, фото автора Источник http://reporter64.ru/content/view/lapotnik-vasilij-andyukov#ad-image-2 

 

Коллективное письмо работников Централизованной клубной системы

Редакция «Вольской жизни» публикует коллективное письмо работников Централизованной клубной системы в комиссию по присвоению звания «Почетный гражданин Земли Вольской» о рассмотрении кандидатуры руководителя клубного формирования ДК села Калмантай Василия Андюкова.

Андюков Василий Иванович родился 15 августа 1947 г. в с. Калмантай Вольского района, работает руководителем клубного формирования Дома культуры села Калмантай – структурного подразделения муниципального учреждения культуры «Централизованная клубная система». В Доме культуры села Калмантай работает с 1972 года. С 2012 года является руководителем Чувашского национального центра «Ентеш» («Земляк») при Доме культуры. Имеет звания: «Лучший клубный работник Саратовской области — 2005», «Заслуженный деятель чувашской этнокультуры», член Чувашского национального конгресса.

Василий Иванович стоял у истоков создания многих действующих в настоящее время коллективов самодеятельного художественного творчества ДК. С самого начала своей творческой деятельности, являясь директором Дома культуры, Василий Иванович поставил перед собой цель — возрождать, сохранять и развивать в селе чувашскую культуру, через создание объединений чувашского национального художественного творчества. В 1980 году Дом культуры был награжден Дипломом за 1 место среди сельских Домов культуры Саратовской области. В этом же году Василий Иванович становится идейным вдохновителем и создателем фольклорного коллектива «Пилеш» («Рябинушка»). Коллектив «Пилеш» вскоре стал одним из самых популярных коллективов Вольского района. В 1982 году чувашскому фольклорному коллективу «Пилеш» было присвоено звание «народный самодеятельный коллектив». Его выступления пользуются большим успехом на многих областных и муниципальных фестивалях, конкурсах и праздничных мероприятиях. В 2009 году — дипломом лауреата областного смотра творческих коллективов центров национальных культур и национально-культурных общественных объединений «В семье единой», в 2013 году — диплом «За вклад в развитие национальных традиций» открытого регионального фестиваля народного творчества приграничных районов России и Казахстана «Россия начинается с Озинок», 2014 год — диплом XIX Межрегионального фестиваля чувашской эстрадной песни «Вирьялщевлиземь». Коллектив постоянный участник и дипломат праздничных мероприятий Чувашской Республики. В 2015 году коллектив отметил свое 35-летие, и в его долголетии большая заслуга Василия Ивановича.

Под руководством В. И. Андюкова с 1992 года при Доме культуры работает чувашский национальный центр «Ентеш» («Земляк»). Основными направлениями деятельности Центра являются возрождение, сохранение и развитие национальной культуры, традиций, обычаев, обрядов; широкое использование лучших творений народного искусства, самобытности, культурных ценностей села; воспитание молодого поколения в духе толерантности по отношению к другим национальностям; сбор информации об истории села, местного фольклора, чувашских песен и обычаев. В настоящее время в центре функционирует чувашский народный фольклорный коллектив «Пилеш» («Рябинушка») (рук. О. П. Дохтуркина), фольклорный коллектив пожилых людей «Кукусем» («Бабушки») (рук. О. П. Дохтуркина), детский чувашский танцевальный коллектив «Каек хор» («Гуси-лебеди») (рук. И. В. Дохтуркина). Творческие коллективы являются неоднократными дипломантами областных, муниципальных фестивалей и конкурсов самодеятельного художественного творчества.

При непосредственном участии Василия Ивановича творческие коллективы Дома культуры и Центра ведут большую концертную деятельность не только на территории Вольского, но и других муниципальных районов Саратовской, Пензенской и Ульяновской областей, а также Чувашской республики. Василий Иванович является руководителем любительских объединений «Поиск» и «Краеведение», организованных при Доме культуры, в составе которых дети и подростки, молодежь и взрослое население. В своей поисковой деятельности они ведут раскопочные работы, опрашивают старожилов села и окрестных поселений об исторических фактах, обрядах, ритуалах, записывают полузабытые предания, старинные песни и легенды. Параллельно ведется работа по поиску предметов и сведений воинской славы разных времен. Вся добытая информация и предметы систематизированы и размещены в трех комнатах этнографического музея — комната краеведения, «Чувашская изба» и «Чувашское подворье».

Совершенствуя формы и методы организации работы Центра В. И. Андюков действует в тесном взаимодействии с творческими работниками ДК с. Калмантай, а так же с различными организациями и учреждениями. Наиболее тесное взаимовыгодное сотрудничество в организации и проведении совместных мероприятий осуществляется с педагогическим коллективом Калмантайской средней общеобразовательной школы и дошкольными образовательными учреждением, социальными работниками ГАУ СО КЦСОН, поисковым отрядом «Память» ДК с. Калмантай, Вольским филиалом Всероссийской общественной организации «Боевое братство», а так же с Чувашским Национальным конгрессом, Союзом чувашских краеведов и Чувашской народной академии (Чувашская республика г. Чебоксары). С 2013 года Василий Иванович активно занимается возрождением народного промысла «Плетение из лыка». Для популяризации и повышения престижа ремесла, мастер постоянно принимает  участие в фестивалях, выставках и мастер-классах по декоративно-прикладному творчеству, таких как: областной фестиваль «Город мастеров» (Диплом за участие); Всечувашский праздник «Акатуй» в д. Бобылькасы Ядринский район Чувашской республики (Почетная грамота); региональный праздник «Панферовский костер», посвященном 118-летию писателя Ф. Панферова р. п. Павловка, Ульяновская область (диплом участника); II Всероссийском фестивале «Поволжская глубинка» (диплом за участие); областная выставка «Золотые руки губернии» (диплом за участие) и др.

Коллектив МУК «ЦКС» считает, что Андюков В. И. имеет авторитет у жителей района, обретенный длительной общественной, культурной, научной, иной деятельностью с выдающимися результатами для Саратовской области и Вольского муниципального района.

Источник https://volsklife.ru/kollektivnoe-pismo-rabotnikov-tsentralizovannoj-klubnoj-sistemy/ 

Прочитано 260 раз Последнее изменение Среда, 31 октября 2018 20:58

Комментарии   

0 # Вася 02.11.2018 17:30
О Васе, хороший мужик, жаль если выскочка Шавыкина получит звание а тут прям к бабке не ходи самый что ни на есть народный кандидат парень из народа,
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить